Академия
родительского
счастья
 

Методические рекомендации для ЗАГСов по проведению курсов будущих молодожёнов "На пороге семейной жизни"

Данные рекомендации подготовлены в помощь ЗАГСам для проведения курсов будущих молодожёнов.

Молодые люди на занятия приходят парой. Общий объём курсовой подготовки, на наш взгляд, может быть 8-10 часов. Но не более!

Будет ли это две субботы подряд, или занятия будут проводиться по вечерам в  рабочие дни – решает районная межведомственная команда.

Ещё один вопрос – кто ведёт занятия? Рекомендуем сначала ознакомиться с содержанием занятий, а там определитесь с кандидатурой.

Если работник ЗАГСа не может вести занятия по какой-либо причине, один из вариантов – это может быть психолог, педагог из школы, специалист из комитета по делам молодёжи – не важно, главное другое – соблюдать технологию развития личности в ходе занятия.

Рекомендуем использовать пригласительный билет: будущие молодожёны получают его при подаче заявления о регистрации брака.

«Вы мечтаете о счастливой семье, хотите сохранить свою любовь на годы? – тогда наши встречи любящих сердец организуются для вас!

Уважаемые Татьяна и Владимир!

На пороге семейной жизни у вас есть редкая возможность выстроить грамотно семейный уклад, на долгие годы стать счастливой парой. Ждём вас… (число, час, место встречи)».

Пожалуйста, подумайте, где есть красивая, уютная небольшая аудитория. Столики для пар поставьте по кругу. Даже если у вас желающих будет две пары – всё равно работаем!

Пока молодые люди собираются, включите видеоролики «Пространство любви» – красивый видеоряд, хорошая музыка, добрые слова – то, что надо для снятия тревоги и волнения.

 

Первый день

Первое занятие (до 1 часа 30 минут).

Поприветствуйте любящих друг друга людей, поблагодарите за то, что они приняли правильное решение – пришли на встречу. А после этого попросите хором ответить на три вопроса подряд (это психологический приём):

– Вы любите друг друга?

– Вы хотите быть счастливыми?

– Вы готовы этому учиться?

Вот и хорошо. Поясните присутствующим, что всё, что они здесь наработают, будет складываться в конверт – у каждой молодой пары он будет свой. Это будет своеобразный Меморандум* конкретной семьи, и его вручат на процедуре регистрации брака (*Меморандум – это то, о чём постоянно необходимо помнить).

Далее каждый участник встречи получает листочек формата А6: и молодой человек, и девушка прописывают свою точку зрения – на одной стороне листочка – «Хороший муж – это…», на другой – «Хорошая жена – это…», подписывают, ставят число и вкладывают в свой конверт, не читая содержание друг у друга (это первичная самодиагностика будущих молодожёнов).

В первый день занятий можно посмотреть видеолекцию Е.Бачевой «О любви многоликой», а затем по кругу ответить на вопрос:

– Какое маленькое открытие для себя вы сделали, просматривая данную видеолекцию?

И контрольный вопрос от ведущего:

– Какие четыре способа выражения любви существуют? (Глаза, физический контакт, слово и поступок).

Подведём итоги первого занятия путём ответа каждого присутствующего на вопрос:

– Было ли полезным для вас данное занятие? (Да, нет). Почему?

Поблагодарим за хорошую работу и сделаем небольшой перерыв.

 

Второе занятие (1 час – 1 час 15 мин).

Практикум «Любовь в нашей жизни».

И снова листочки формата А6 у каждого!

1.   Закончите фразу: «Любить – это значит…». Дайте время – 2-3 минуты. А теперь по кругу просто скажут или прочитают, что записали. Листочки подписать, поставить дату и вложить в свой конверт. Не возбраняется перед этим, если есть необходимость,  добавить, дополнить свой ответ на листочке.

2.   У каждого участника встречи – листочек формата А6. Индивидуальная работа: «Я чувствую себя любимой(ым), если…» Или другая формулировка – «Я буду считать, что меня любят, если…». Время работы 3-4 минуты. Проговорить свои ответы в кругу, но сначала это сделают молодые люди, а затем девушки. После этого листочки дополнить, подписать, поставить дату и вложить в свой конверт.

3.   Раздайте каждому листочек формата А5. Задание выполняется индивидуально: с одной стороны листочка «столбиком» написать: «Что и кого люблю», на другой – «Что и кого не люблю». Время самостоятельной работы – 4-5 минут. Затем пары согласовывают то, что написали: совпадение отношений – подчёркивают в своих листочках сплошной линией, частичное совпадение – прерывистой линией. Рядышком с той строчкой, что категорически не принимается «второй половинкой», ставим ?! знаки.

4.   Пары работают над Соглашением будущих молодожёнов: как они, конкретная пара, будут выходить из ситуации – один любит чем-то заниматься, а другой – нет. (До 10 минут). Затем пары по кругу познакомят друг друга, о чём они договорились. Листочки подпишут, поставят даты и вложат в свой конверт.

5.   И снова индивидуальная работа: листочки формата А6 – пишем объяснение в любви друг другу (5-8 минут). По окончанию работы желающие (если таковы будут) могут прочитать своё объяснение вслух. Листочки подписываем, ставим дату и – в конверт.

6.   Подводим итоги занятия: раздать листочки формата А6, пара будущих молодожёнов заканчивает фразу «Для нашей семьи занятие «Любовь в нашей жизни…». Пары поочередно проговаривают совместные итоги второго занятия. Листочки не забудьте вложить в конверт.

7.   Домашнее задание «Золотая рыбка».

Каждый из будущих супругов на листочке формата А6 пишет столбиком 10 своих желаний. «Вторая половинка» выбирает только три, и договариваются о сроках их исполнения. Задание помогает изучить себя и узнать своего будущего(ую) супруга(у).

 

Второй день можно начать, как первый: приветствие, благодарность и три вопроса.

1.   После этого проводим урок семейной любви «Любовь в нашем доме» (здесь микрогруппы – пары будущих молодожёнов).

По окончанию урока пары на листочке формата А5 выполняют задание: «Что надо сделать нам, чтобы в нашем доме жила любовь?» (5-6 минут).

Желающие читают вслух своё согласованное решение. Затем подписывают и вкладывают в конверт.

2.   Практикум «Дом нашей семьи».

–  Каждой паре выдать задание из Сборника «Разговор о самом главном», где предлагается поразмышлять над понятием «дом», дать ему определение.  Вопрос к аудитории: «Какой дом вас заинтересовал и почему?»

– Работа в парах: ответить на вопрос: «Каким будет наш семейный дом – дом нашей семьи?» (6-8 минут).

–  Пары обмениваются своими точками зрения на будущее своей семьи. Затем подписывают листочки, ставят дату и вкладывают в конверт.

 

3.   Родительские чтения по страницам дневников А.Ф.Романовой: каждой паре выдаём по 2 экземпляра текста из журнала «Родной дом» №3, 2011 год стр. 19, 21 «О браке и семейной жизни».

– Немного расскажем об А.Ф.Романовой.

– Прочитаем вслух  (можно по кругу, поочередно, желающие…) весь текст.

– Молодые люди и девушки подчёркивают в тексте то, что, по их мнению, должно быть и в современной женщине (3-4 минуты).

– Работа в парах: согласование своих точек зрения (3-4 минуты).

– Вопрос по кругу: «В чём совпали и в чём выявились разногласия по образу современной жены?»

– Индивидуальная работа на листочках формата А6: с одной стороны заканчиваем предложение «Хороший муж – это…», на другой – «Хорошая жена – это…» (вторичная самодиагностика).

– По кругу сначала согласовываем понятие «Хороший муж – это…». Затем то же самое делаем с высказываниями «Хорошая жена – это…».

Листочки отправляем в конверт.

– Индивидуальная работа: на подписанных листочках формата А6 молодые люди пишут свои самообязательства «Каким я буду мужем: …», девушки – «Какой я буду женой: …».

Будущие супруги согласовывают и утверждают словесный автопортрет своего супруга. Ставят число, подпись и вкладывают в конверт.

 

4.   «Договор двух половинок одного счастья». Пары работают на листочках формата А5 и совместно заканчивают предложение: «Счастливая семейная жизнь – это …» (5-6 минут). Затем по кругу согласовываем между парами данное словосочетание.

Следующее задание снова выполняем в парах: написать правила, по которым строится жизнь семьи, где и взрослые, и дети ощущают себя счастливыми людьми (5-6 минут). Пары поочерёдно проговаривают свои правила и при необходимости делают дополнения в своих листочках.

 

Курсы для будущих молодожёнов подошли к концу. Но это не  означает, что закончилась работа над собой и над своими отношениями. И снова можно использовать три вопроса:

– Вы любите друг друга?

– Вы хотите быть счастливыми?

– Вы будете продолжать этому учиться?

Вопрос по кругу (или можно сначала написать на листочках): «Что дали мне эти курсы?» Проговорить в группах. Затем работа в парах: «Нужно ли будущим молодожёнам подобные курсы? Почему вы так считаете?»

В конце встречи пожелать будущим молодожёнам  семейного счастья, выдать пакет памяток.

PS: Сами для себя решите, кто будет красиво оформлять конверты: привлечёте будущих молодожёнов или сделаете сами. Удачи вам!