Академия
родительского
счастья
 

Методические рекомендации по проведению районной деловой встречи активных родителей школ и детских садов

Большой семейный совет Пермского края совместно с Краевой КДН и ЗП приняли решение: в 2017/2018 учебном году создать систему государственно-общественного управления в сфере образования региона, особый акцент сделать на выстраивание системы родительского самоуправления. Но для этого необходимо создать районные родительские комитеты. Именно они будут строить свою работу со школьными родительскими комитетами и комитетами детских садов. И эту работу необходимо начать уже сейчас.

Первое, что необходимо сделать – заручиться поддержкой управления образования вашего района, определиться с количеством приглашённых на деловую встречу: здесь идем от количества школ и детских садов – по 1-2 представителя от родительской общественности. Желательно, не более 40 человек в итоге, т.к. форма работы с аудиторией будут интерактивной.

Решите,  где и в какой аудитории будет проходить встреча, лучший вариант – это информационно-методический центр по родительскому просвещению и образованию. Согласовывайте час и отправляйте приглашения.

Второе. Подготовьте аудиторию: столы и стулья поставьте по кругу. Понадобятся ручки и бумага (формат А6!). Хорошо, если в центре будет стоять ухоженный красивый цветок – это добавит уюта. Наверное, стоило бы подумать о том, кто будет встречать родителей: «Мы рады вас видеть! Пожалуйста, пройдите в раздевалку!» Задавать нормы общения лучше с первой встречи, а именно: не все мамы и папы считают нужным снять верхнюю одежду и просто поздороваться.

Третье. Ведущий – кто им будет в вашем районе – решаете вы – команда.

·      Примерный ход деловой встречи:

Сказать, что здесь собрались самые лучшие мамы и папы, другими словами – любящие родители. Поблагодарить их за то, что нашли время и посчитали нужным принять участие в районной деловой встрече родительского актива (ведущий не забудет представиться и дополнит своё вступление резолюцией первых творческих сборов родительского актива Пермского края «Ради счастья наших детей» (см. Приложение №1).

·      Задачи нашей встречи:

а) согласовать понятие «хорошие родители» (первая часть встречи);

б) определить роль родительского актива в жизни образовательной организации (вторая часть встречи);

в) выбрать районный родительский комитете (третья часть встречи).

·      Оргмомент. Для большего результата встречи разделите всех присутствующих по микрогруппам, а именно по 2-3 человека (но не более!).

Необходимо познакомить присутствующих с правилами работы в кругу:

- общение в микрогруппах начинаем с младшего по возрасту;

- нет точек зрения правильных или неправильных, есть просто моя точка зрения на обсуждаемую тему, вопрос;

- круг можно пропустить только один раз.

Первая часть встречи.

Используем приём блиц-опроса: вопрос идёт по кругу, участники разговора выбирают один из трёх ответов – «Да», «Нет», «Не знаю».

Вопрос по кругу: Можете ли вы сказать о себе, что вы – хороший родитель? («Да», «Нет», «Не знаю»).

Когда закончится вопрос по кругу, те кто сказал «Да» отвечают на вопрос «Почему?» Затем то же самое делают и те, кто сказал «Нет». Ответы не оцениваем!

Следующее задание начинаем выполнять в микрогруппах: составить словесный портрет хороших родителей (3 минуты для работы).

Затем в группе создаем ситуацию успеха: просим каждую микрогруппу назвать только одно определение хороших родителей. И не повторяться!

Сообщаем, что этот портрет составлен родителями нашего района. Сопоставим его с другим портретом – обобщённо-позитивным образом родителей Пермского края. Раздаём каждой микрогруппе (а можно и каждому участнику) Меморандум родителей Пермского края (см. Приложение №2).

Дайте 2-3 минуты ознакомиться с его текстом. Затем попросите желающих прочитать строчки, которые им особенно пришлись по душе. Пусть поднимают руки – иначе получится «базар».

Спросите об общем впечатлении о Меморандуме. Но помните, что обозначает данное слово.

Вопрос к аудитории: Где и как можно и нужно использовать текст Меморандума родителей Пермского края? (В уголках, на стендах для родителей, и не только в школе и в детском саду, но и в поликлинике, администрации района, в красных уголках, в комнатах отдыха на ферме и предприятиях и т.д., и т.п.).

Вторая часть встречи.

Для того, чтобы определить роль родительского актива в жизни образовательной организации необходимо поработать в микрогруппах: разделить один из листочков пополам,  в левой колонке написать «плюсы» взаимодействия семьи и школы, в правой – «минусы» (3-4 минуты для работы). Затем по кругу каждая микрогруппа называет что-то одно из «плюсов», та же работа – по «минусам».

И снова работа в микрогруппах: Что могут взять на себя родители в рамках взаимодействия семьи и школы? (3-4 минуты для работы). В кругу микрогруппы говорят по желанию.

Спросите аудиторию, кто из них с карандашом в руке читал статью 44 Закона «Об образовании в РФ»? (см. Приложение №3).

Предоставьте им такую возможность – раздайте каждому текст статьи, дайте 2-3 минуты для прочтения и спросите, что интересного и нового они для себя узнали. Говорят желающие.

Главный вывод – ребёнок принадлежит семье! Все остальные – а это педагоги, соцзащита, КДН и др. – родителям в помощь.

Третья часть встречи.

Небольшое вступительное слово ведущего: согласно дополнениям Министерства  образования и науки РФ в федеральные государственные образовательные стандарты в июле 2017 года родители

участвуют в управлении образовательной системы в школе, в детском саду на уровне района и региона;

являются заказчиками родительского образования взрослых и детей;

овладевают формами самоорганизации  и взаимопомощи, используя воспитательные возможности семей;

дают независимую оценку качеству образования.

В группах детского сада, в школьных классах работают родительские комитеты; на уровне образовательной организации – школьный родительский комитет, родительский комитет детского сада; на уровне района – районный родительский комитет, на уровне региона – Большой семейный совет Пермского края.

Сегодня у нас в районе историческое событие – мы впервые выбираем районный родительский комитет. Вы посмотрели друг на друга, вы послушали друг друга. Как вы считаете, кому стоит доверить работу в общественном органе управления на уровне района?

Запишите фамилии на доске. Человек  7 будет достаточно. Если родители захотят добавить ещё кандидатуры – добавьте. Но помните, что число членов родительского комитета должно быть нечётным и, желательно, не более 9 человек – большой состав затруднит работу органа управления. Не забудьте проголосовать за данные кандидатуры

Поблагодарите всех присутствующих за плодотворную работу. Поздравьте всех, кто вошёл в состав районного родительского комитета. Аудитория пусть «искупает их в аплодисментах».

И последнее. Члены районного родительского комитета именно сегодня пусть останутся минут на 15: выберут своего лидера, обменяются телефонами и адресами, договорятся о дате новой встречи, но не позднее, чем через 10 дней. За это время каждый член родительского комитета подумает, что можно включить в план работы, исходя из примерных задач районных родительских комитетов (см. Приложение 4).

Большой семейный совет будет регулярно, а именно один раз в квартал проводить семинар-совещание с руководителями районных родительских комитетов. Использоваться будут информационные технологии, но на первое совещание, которое состоится в марте этого года (точная дата будет сообщена дополнительно), надо быть лично.

Желаю вам успехов! Верю в вашу удачу. У нас с вами всё получится!

Бачева Елена Владимировна, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края, руководитель Пермского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация», ректор ЧОУ ДПО «Академия родительского образования».


Приложение 1.

  

РЕЗОЛЮЦИЯ
I творческих сборов родительского актива Пермского края
«Ради счастья наших детей»
 (в рамках IV Краевого семейного форума)

 

2 декабря 2017 года                                                                                                г. Пермь

 

Родительский актив Пермского края, обсудив роль родительских комитетов в жизни класса, школы и региона, принимает решение:

1.   В работе родительского актива считать приоритетными следующие задачи: 
·        воспитывать мальчиков и девочек как родителей своих внуков, достойными мужчинами и женщинами;
·        обеспечивать соблюдение прав детей и организацию их безопасности;
·        пропагандировать и поддерживать родительское образование взрослых и детей.

2.      В течение 2017/2018 учебного года выстроить единую (т.е. согласованную) структуру органов родительского самоуправления в Пермском крае.

3.      Ради счастья наших детей строить отношения с педагогами, с представителями муниципальной государственной власти на основе диалога, чувства собственного достоинства и ответственности за общее дело.

4.      Сделать регулярными творческие сборы родительского актива Пермского края.


Приложение 2.

 

МЕМОРАНДУМ 
родителей Пермского края

Мы, отцы и матери Пермского края, утверждаем, что самая важная на земле профессия – быть родителем.

Дети – наши, и именно от нас зависит, какими людьми они вырастут, какие семьи создадут. Поэтому мы воспитываем детей как родителей своих внуков: учим сына быть мужчиной, мужем, отцом; дочь – женщиной, женой, матерью.

Отношения родителей с детьми строятся на безусловной любви. Заботясь о будущем своего ребенка, родители терпеливо и настойчиво воспитывают в нём трудолюбие и умение отвечать за свои слова и поступки, регулярно выполнять домашнее задание, планировать свое время, подводить итоги дня, месяца, года.

Отцы и матери учат детей ценить школьную дружбу, уважать учительский и родительский труд, помогать одноклассникам и учителям, гордиться своей школой.

Родители являются посредниками между ребенком и этим Миром: регулярно интересуются его школьными делами, отношениями с одноклассниками, считают своим долгом принимать участие в жизни класса,  школы, социума. Посещение родительских собраний является для родителей знаком уважения себя, своего ребенка, своей школы.

Хорошие родители вместе с детьми планируют их карьеру, формируют потребность в образовании, в желании ребенка быть достойным сыном, внуком, заботливой дочерью, внучкой, дорожить родительским домом, родным краем, своей страной.

Любящие родители начинают и заканчивают день добрыми словами в адрес детей и постоянно помнят, что мальчики и девочки строят свою жизнь по образу и подобию своих отцов и матерей. 

Для этого отцы и матери работают над собой, учатся быть родителями, настойчиво способствуют миру в семье и в своей душе.

И каждый день реализуют право ребёнка на семью, любовь и заботу родителей.

 

2 декабря 2016 года                                                                                                г. Пермь

Меморандум родителей Пермского края принят на заседании Большого семейного совета в рамках III Пермского краевого семейного форума.

* Меморандум – это то, о чём постоянно необходимо помнить.


Приложение 3.

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст. 44

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Приложение 4.

Примерные задачи районного родительского комитета

1.    Создавать условия для деятельности родительских комитетов в образовательных организациях.

2.    Обобщать и распространять позитивный опыт семейного воспитания и родительского образования на территории района.

3.    Оказывать помощь родителям в защите прав детей, в организации их безопасности и здоровья.

4.    Инициировать родительскую экспертизу качества образования в учреждениях района.

5.    Создавать и сохранять традиции в работе с родительским активом и с семьями района.

PS: Положение о районном родительском комитете (РРК) будет рассматриваться на первом семинаре-совещании руководителей РРК во второй половине марта 2018 года.