Примерная структура районного плана по организации родительского образования
1. Краткий анализ детского и семейного неблагополучия в районе.
2. Цель и задачи
Основная цель – создание условий для становления и развития региональной системы родительского образования в рамках муниципального района – как механизма профилактики детского и семейного неблагополучия.
Задачи:
· Разработать нормативно-правовую базу по организации родительского образования в районе, ведомстве, в учреждениях.
· Создать систему работы со специалистами по организации родительского образования взрослых и детей.
· Формировать потребность в родительском образовании у взрослых и у детей.
· Отработать организационно-управленческую структуру по организации родительского образования в районе.
· Обеспечить программное и методическое обеспечение родительского образования.
· Определить систему показателей результативности родительского образования взрослых и детей.
· Создавать и сохранять систему традиций в работе с родителями и семьями района.
3. Содержание плана работы по следующим направлениям:
3.1. Разработка нормативно-правовой базы по организации родительского образования в районе.
Решение муниципальных КДН, соглашения между администрациями муниципальных образований и Академией о сотрудничестве, приказы и распоряжения по ведомствам, учреждениям: положения о стимулировании и поощрении специалистов по родительскому образованию; должностные инструкции районных организаторов родительского образования, положение об информационно-методическом центре по родительскому просвещению и образованию; положение о школе любящих родителей, школе семейного уклада, положение о конкурсе «Мама года» и др.
3.2. Создание системы работы со специалистами-организаторами родительского образования.
Обучение на семинарах, курсах в районе, в Академии, стажировки, знакомство и обмен опытом работы, обобщение опыта работы по родительскому образованию на круглых столах, конференциях, мастер-классах; варианты отработки форм стимулирования и поощрения организаторов родительского образования на уровне учреждения, ведомства, района.
Выстраивание горизонтальных связей специалистов из разных ведомств по родительскому просвещению и др.
3.3. Формирование у взрослых и у детей потребности в родительском образовании.
· Коллективный просмотр в домах культуры, в клубах видеолекции «О любви многоликой».
· Просмотр серии социальных видеороликов о семье на телеэкранах в налоговой, в сбербанке, в центре занятости и др.
· Опрос детского и взрослого населения: стоит ли учиться быть родителем? Да. Нет. Почему?» Оформление результатов на стендах в учреждениях, в СМИ.
· Оформление стендов в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, в сельских магазинах, в администрации района, ЗАГСах, учреждениях МВД и др. Тематика стендов: «Любовь в нашем доме», «Родителям для родителей», «Для любящих родителей».
· Использование аудиолекции из серии «Азбука семейного счастья» в рейсовых и маршрутных автобусах.
· Подготовка раздаточных материалов по родительскому просвещению с последующей раздаткой в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, использование почтовых ящиков.
· Интервью о необходимости и важности родительского образования у авторитетных людей муниципального района, использование телеэкранов в налоговой, в центре занятости, в сбербанке и в др. учреждениях для просмотра социальных роликов.
· Передвижная фотовыставка «Семьи счастливые моменты» и др.
3.4. Отработка районной организационно-управленческой структуры по организации родительского образования.
У каждого района будет своя организационно-управленческая структура. Что важно знать: специалисты обучившиеся в рамках проекта «Сохраним семью – сбережём Россию», работают в рамках своего функционала, используя новые подходы и новый материал. Кроме этого библиотекари, специалисты опеки и попечительства, здравоохранения, инспектора по работе с несовершеннолетними МВД, ГУФСИН делятся со своими коллегами полученными знаниями и материалами. Этому способствуют руководители ведомств.
Информационно-методический центр работает на все ведомства в соответствии с Положением.
Районный родительский комитет (РРК) строит свою работу на основе Положения; руководитель РРК является членом районной межведомственной команды по организации родительского образования и просвещения и может входить в состав КДН.
3.5. Обеспечение программного и методического сопровождения родительского образования.
Проведение конкурсов на лучший видеоролик о маме, о детях, о семье, об отношениях мужчины и женщины и др.
Конкурс разработок занятий по родительскому образованию с родителями и с детьми. Оформление подписки на журнал «Родной дом» - журнала для семьи и родительского самообразования.
Защита планов, программ по родительскому образованию и просвещению и др.
3.6. Определение системы показателей результативности родительского образования взрослых и детей.
Создание рабочей группы по согласованию показателей результативности родительского образования взрослых и детей.
Разработка Положения «Об оценке результативности родительского образования в районе», в основе которого Постановление краевой КДН и ЗП от 14.06.2016 года.
Рассмотрение и утверждение данного Положения на заседании КДН и др.
3.7. Формирование и сохранение символов, традиций, ритуалов в родительском образовании взрослых и детей в районе.
Традиции и ритуалы в родительском образовании района:
· Ритуал посвящения в отцы.
· Высаживание аллеи отцов (сирень, черёмуха, яблоня) около роддомов и не только.
· Закладка семейного сада (теми родителями, что перешли в разряд многодетных).
· Создание (через социальные проекты) арт-объектов: скамейка влюблённых, скамейка примирения, семейный причал, мостик свиданий, дерево влюблённых, лебединая верность и др.
· Торжественный приём у главы администрации семей лучших выпускников школы.
· Новогодний бал главы района для молодожёнов (тех, кто в уходящем году зарегистрировал брак).
· Районный ритуал чествования семей (тех, кто уже имеет стаж 3 года и юбиляров – 25 и более).
· Праздник имянаречения «Человек родился!» (1 раз в квартал) и др.
4. Итоги работы района по созданию системы родительского образования и просвещения в рамках муниципалитета.
2. Цель и задачи
Основная цель – создание условий для становления и развития региональной системы родительского образования в рамках муниципального района – как механизма профилактики детского и семейного неблагополучия.
Задачи:
· Разработать нормативно-правовую базу по организации родительского образования в районе, ведомстве, в учреждениях.
· Создать систему работы со специалистами по организации родительского образования взрослых и детей.
· Формировать потребность в родительском образовании у взрослых и у детей.
· Отработать организационно-управленческую структуру по организации родительского образования в районе.
· Обеспечить программное и методическое обеспечение родительского образования.
· Определить систему показателей результативности родительского образования взрослых и детей.
· Создавать и сохранять систему традиций в работе с родителями и семьями района.
3. Содержание плана работы по следующим направлениям:
3.1. Разработка нормативно-правовой базы по организации родительского образования в районе.
Решение муниципальных КДН, соглашения между администрациями муниципальных образований и Академией о сотрудничестве, приказы и распоряжения по ведомствам, учреждениям: положения о стимулировании и поощрении специалистов по родительскому образованию; должностные инструкции районных организаторов родительского образования, положение об информационно-методическом центре по родительскому просвещению и образованию; положение о школе любящих родителей, школе семейного уклада, положение о конкурсе «Мама года» и др.
3.2. Создание системы работы со специалистами-организаторами родительского образования.
Обучение на семинарах, курсах в районе, в Академии, стажировки, знакомство и обмен опытом работы, обобщение опыта работы по родительскому образованию на круглых столах, конференциях, мастер-классах; варианты отработки форм стимулирования и поощрения организаторов родительского образования на уровне учреждения, ведомства, района.
Выстраивание горизонтальных связей специалистов из разных ведомств по родительскому просвещению и др.
3.3. Формирование у взрослых и у детей потребности в родительском образовании.
· Коллективный просмотр в домах культуры, в клубах видеолекции «О любви многоликой».
· Просмотр серии социальных видеороликов о семье на телеэкранах в налоговой, в сбербанке, в центре занятости и др.
· Опрос детского и взрослого населения: стоит ли учиться быть родителем? Да. Нет. Почему?» Оформление результатов на стендах в учреждениях, в СМИ.
· Оформление стендов в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, в сельских магазинах, в администрации района, ЗАГСах, учреждениях МВД и др. Тематика стендов: «Любовь в нашем доме», «Родителям для родителей», «Для любящих родителей».
· Использование аудиолекции из серии «Азбука семейного счастья» в рейсовых и маршрутных автобусах.
· Подготовка раздаточных материалов по родительскому просвещению с последующей раздаткой в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, использование почтовых ящиков.
· Интервью о необходимости и важности родительского образования у авторитетных людей муниципального района, использование телеэкранов в налоговой, в центре занятости, в сбербанке и в др. учреждениях для просмотра социальных роликов.
· Передвижная фотовыставка «Семьи счастливые моменты» и др.
3.4. Отработка районной организационно-управленческой структуры по организации родительского образования.
У каждого района будет своя организационно-управленческая структура. Что важно знать: специалисты обучившиеся в рамках проекта «Сохраним семью – сбережём Россию», работают в рамках своего функционала, используя новые подходы и новый материал. Кроме этого библиотекари, специалисты опеки и попечительства, здравоохранения, инспектора по работе с несовершеннолетними МВД, ГУФСИН делятся со своими коллегами полученными знаниями и материалами. Этому способствуют руководители ведомств.
Информационно-методический центр работает на все ведомства в соответствии с Положением.
Районный родительский комитет (РРК) строит свою работу на основе Положения; руководитель РРК является членом районной межведомственной команды по организации родительского образования и просвещения и может входить в состав КДН.
3.5. Обеспечение программного и методического сопровождения родительского образования.
Проведение конкурсов на лучший видеоролик о маме, о детях, о семье, об отношениях мужчины и женщины и др.
Конкурс разработок занятий по родительскому образованию с родителями и с детьми. Оформление подписки на журнал «Родной дом» - журнала для семьи и родительского самообразования.
Защита планов, программ по родительскому образованию и просвещению и др.
3.6. Определение системы показателей результативности родительского образования взрослых и детей.
Создание рабочей группы по согласованию показателей результативности родительского образования взрослых и детей.
Разработка Положения «Об оценке результативности родительского образования в районе», в основе которого Постановление краевой КДН и ЗП от 14.06.2016 года.
Рассмотрение и утверждение данного Положения на заседании КДН и др.
3.7. Формирование и сохранение символов, традиций, ритуалов в родительском образовании взрослых и детей в районе.
Традиции и ритуалы в родительском образовании района:
· Ритуал посвящения в отцы.
· Высаживание аллеи отцов (сирень, черёмуха, яблоня) около роддомов и не только.
· Закладка семейного сада (теми родителями, что перешли в разряд многодетных).
· Создание (через социальные проекты) арт-объектов: скамейка влюблённых, скамейка примирения, семейный причал, мостик свиданий, дерево влюблённых, лебединая верность и др.
· Торжественный приём у главы администрации семей лучших выпускников школы.
· Новогодний бал главы района для молодожёнов (тех, кто в уходящем году зарегистрировал брак).
· Районный ритуал чествования семей (тех, кто уже имеет стаж 3 года и юбиляров – 25 и более).
· Праздник имянаречения «Человек родился!» (1 раз в квартал) и др.
4. Итоги работы района по созданию системы родительского образования и просвещения в рамках муниципалитета.