Академия
родительского
счастья
 

Статья "О родительском самоуправлении"

Из книги Бачевой Е.В. "Союзники и деловые партнеры"

СЕРЬЁЗНО О ГЛАВНОМ

Родительское самоуправление необходимо рассматривать как составную часть государственно-общественного управления образовательной организацией.
Если грамотно выстроить эту вертикаль, обеспечить её нормативно-правовой базой, помочь родительскому активу на этапе его становления – мы, таким образом, освободим классного руководителя от большого объёма работы по воспитанию детей, а точнее – восполним данное направление в работе педагога, перегруженного бумагами.
Уже в первом классе начнут работать семейные клубы, т.к. родители выйдут на уровень самоорганизации. А впоследствии и в среднем звене начнут создаваться семейные клубы по интересам, включая родителей со всей школы.
Учитывая, что органы управления делятся на законодательные и исполнительные органы, родительский комитет класса будет исполнительным органом, а родительское собрание – законодательным. На уровне школы родительский комитет – это исполнительный орган, а школьное родительское собрание или конференция – законодательный. На уровне района исполнительным органом родительского самоуправления является районный родительский комитет (или районный семейный совет), законодательным – районная конференция родителей. Что касается региона: исполнительным органом является Большой семейный совет Пермского края, законодательным – региональная конференция родительского актива.
Другое время – другие люди – работать надо по-другому, а именно: в рамках диалога школы и семьи.
Читать родителям нотации, учить их, как надо жить и при этом всем своим видом, тоном разговора унижать человеческое достоинство мам и пап – это недостойное педагога поведение, оно никак не увязывается с его великой миссией на Земле. Да и воистину интеллигентный человек не может себе позволить расточительно использовать свое и чужое время.
Скорее всего, это от незнания, как надо строить отношения школы и семьи. И еще…боязнь друг друга, да, да! Родитель боится учителя (в нем всегда жив Ученик!), а педагога в его вузе учили учить детей, а вот на счет их родителей…. И здесь в самом учителе просыпается ученик-двоечник.
Улыбнитесь друг другу, родители и педагоги, и обязательно вспомните, что вас объединяет: Вас делает союзниками ребенок, любовь к нему и забота о его будущем ставят Вас в ряд деловых партнеров.
Сядьте, наконец, рядышком, и договоритесь, как вы будете делать одно общее дело – воспитывать достойного, успешного и счастливого человека.

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР О СОЮЗЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

❗Что это такое?
«Взаимодействие»…уже в самом слове дан ответ, но не стоит его путать с понятием «совместная деятельность».
На первый взгляд – это одно и то же, но различия все-таки имеются и серьезные.
Совместная деятельность – это набор разовых мероприятий, каждое из которых существует само по себе. И в наших образовательных учреждениях это как раз и можно наблюдать.
А вот взаимодействие подразумевает согласованные цели, содержание, формы работы и, конечно, результат. Это целенаправленное сотрудничество строится на согласованных нормах отношений, прописанных и утвержденных в конкретных локальных актах. Именно эти маленькие «школьные законы» объединяют усилия и разделяют полномочия между педагогами и родителя в их общем добром деле – воспитание достойных, успешных и счастливых людей.
Проблема взаимодействия школы и семьи – проблема вечная. Все годы ее решала советская, а на сегодня - российская система образования.
Менялись времена – менялись приоритеты и принципы данного взаимодействия.
На сегодня в «продвинутых» педагогических коллективах это принцип делового партнерства, а именно: доверие, уважение, взаимопомощь, персональная и коллективная ответственность за общее дело.
И вот что интересно: эту проблему не обходят стороной и мировые эпицентры образования США, Франция, Япония.

❗Зачем и кому это надо?
И семья, и педагогические коллективы заинтересованы в качественном образовании учащихся. Поэтому, основной целью взаимодействия родителей и школы является создание условий для качественного образования детей.
Только необходимо сразу договориться, что условия создаются не только в образовательном учреждении, но и в доме школьника: добрый микроклимат в семье, внимание родителей не только к вопросам здоровье ребенка, но и к его успехам, к отношениям с одноклассниками и учителями, своевременная поддержка своего сына (дочери) в трудную минуту, действенная помощь в его неудачах. А так же организация рабочего места школьника, совместное с ребенком планирования его школьных каникул, его успешного будущего.

❗А что мы сегодня имеем?
Согласно основным документам Российской образовательной системы родители являются участниками образовательного процесса. Другими словами: они имеют равные с педагогами права, и значит, несут равную с ними ответственность за результаты образования своих детей. Что же наблюдается в наших школах? На родительские собрания как не ходили так и не ходят большая часть родителей. Да и тех, кто бывает в школьных стенах, используем как девочек на побегушках.
Не верим в родительские возможности, не доверяем ничего серьезного по организации жизни класса и школы, постоянно нарушаем их права и права детей. Ругаем мам и пап, а заодно и их чад за безответственное отношение к учебе. И при этом продолжаем мечтать о сотрудничестве, о диалоге с семьей.

❗Кто виноват?
А, в самом деле – кто виноват в создавшейся ситуации? Будем честны сами с собой – виноваты все: классные руководители, которые не хотят или не могут поменять свою педагогическую позицию, а единицы - погоды не делают; администрация школы, не желающая признавать данное направление деятельности педагогического коллектива приоритетным; районные управления образования, для которых главными являются ЕГЭ, профилизация, модернизация, оптимизация и родительское мнение по поводу всех этих «заций» никого из них не интересует. И это лишний раз подтверждает, что сотрудничество с семьей остается очередным повод для демагогии управленцев всех уровней. Хотя и здесь есть счастливые (правда, единичные) исключения.
Виноваты и сами родители: большинству из них удобно отдать ребёнка в школу, а потом только предъявлять претензии к учителям.
И самое печальное в этой ситуации – никто не хочет признать свою вину, каждый находит для себя оправдания – маленькая зарплата, критическая масса управления, большая занятость, отсутствие свободного времени для общения с собственными детьми и т.д., и т.п.
Конечно, надо бы не оправдываться, а всем вместе делать доброе дело: создавать условия для качественного образования детей.

❗Что и как делать?
В начале договориться внутри педагогического коллектива об единых, т.е. согласованных подходах в работе с родителями.
Не помешал бы и следующий шаг – выработать в рамках «школьного треугольника» нормы официальных отношений детей, родителей, учителей.
Затем попытаться бы вернуться к тому, что проверено десятилетиями советской школы, а именно: разделить класс на «пятерки», в данных микроколлективах помочь детям выбрать своих лидеров. Лидеров объединить в исполнительный орган ученического коллектива – актив класса.
А вот теперь самый важный шаг: вокруг «пятерок» детей объедините их родителей, они выберут своих лидеров, лидеры объединяться в родительский комитет – исполнительный коллегиальный орган управления в коллективе родителей класса. Каждый член родительского комитете работает только со своими, т.е. с четырьмя семьями. Согласитесь, 4 или 24 – есть разница?
Каждая «пятерка» родителей организует только одно дело в течение учебного года. Это может быть день рождения класса, новогодний праздник или организация зимних каникул, окончание учебного года и праздник семьи.
Родительский комитет строит свою работу на основе Положения «О родительском комитете класса», «О родительском собрании», «О поощрении родителей» и другое.
Грамотная организация делового партнерства образовательного учреждения и семьи изменит родительскую позицию: мамы и папы поймут, что ребенок принадлежит семье, а в связи с этим у них есть не только права, но и обязанности перед собой, перед школой, перед своим ребенком.
И, как знать, может быть, и для нас быть хорошим родителем станет престижно.

НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДСКАЗКА

✏Домашние вечера родительского актива
Поочередный сбор родительских лидеров на собственных квартирах, дачах, в кафе…. Раз в месяц (лучше – в определенный день, например, последний четверг месяца) актив координирует деятельность своих «пятерок», планирует основные подходы к организации классного дела и самое главное – общаются. Не мудрите и не тратьтесь: пусть это будет свежий чай с вашими фирменными пирожками, обменом рецептами и правилами работы со «своими» семьями. Эти вечера заменяют традиционные заседания родительского комитета. И главное – будут результаты.

✏«Классная цепочка»
Лидеры имеют номера телефонов друг друга и «своих» семей. Из последних телефонных номеров лучше действительно выстроить цепочку: лидер Татьяна Ивановна звонит Нине Тимофеевне, та – следующей маме. И информация получена, оперативно решаются вопросы жизни класса, экономится время, улучшаются результаты работы.

✏Школа родительского актива
Нужна в любом образовательном учреждении для обучения лидеров родительских коллективов классов.
Организуется педагогическим коллективом, работает на основе Положения и образовательной программы.

✏Карта активности родителей
Напоминает развернутый лист классного журнала: список по «пятеркам», с датами и условным обозначением роли той или иной семьи в конкретном деле: «О» – организатор, «У» – участник, «П» – присутствующий, « - » – отсутствующий. Вторая половина карты отражает «правую» страницу журнала: дата и мероприятие.
Карта активизирует деятельность семей, «пятерок», родительских коллективов. К тому же служит основой для поощрения мам и пап.
Для активности родителей можно использовать конкурс на лучший родительский коллектив, на лучший родительский комитет.

✏Рождественские встречи семей отличников
Проводятся в новогодние каникулы. Семьи отличников получают специальное приглашение за подписью директора школы. Готовится специальный сценарий, благодарственные письма в рамочках, сюрпризы, подарки. Каждая семья представляется присутствующим следующим образом: «Отличник 7 Б класса Семенов Андрей и его семья – мама, бабушка, маленькая сестренка Анечка».

✏Торжественный прием лучших родителей у директора школы
Проводится в конце учебного года. Вечерние платья и смокинги, цветы и благодарности, занесение фамилий приглашенных в школьную Книгу почета или использование школьной площади звезд.

✏Соглашение о деловом партнерстве
Заключается между родительским комитетом школы и администрацией, а так же между классным руководителем и родительским комитетом класса.
Цель одна: объединить усилия и разделить полномочия между родителями и педколлективом в организации конкретных дел в классе и в школе в течение учебного года.
Итоги выполнения Соглашения подводятся на деловых встречах родительского коллектива и классного руководителя, педколлектива и общешкольного родительского актива.

✏Учимся быть благодарными
Классный руководитель подает пример: каждую неделю, используя дневники школьников, учитель благодарит родителей за помощь классу, поздравляет мам и пап с успехами их детей, с семейным юбилеем и т.д.
Родительский актив тоже умеет быть благодарным: Первое сентября, День Учителя, окончание учебного года и день рождения своего классного руководителя не забываются родителями. Одна просьба – не ставьте педагога в неудобную ситуацию – не дарите дорогих подарков. Пусть это будет корзина цветов, корзина добрых слов («валентинчики» с поздравлениями детей, родителей), корзина конфет, корзина фруктов и т.д. Просто возьмите одно слово, например: «шкатулка» или «чемоданчики» и «покрутите» его так же, как слово «корзина». И обязательно получится что-то оригинальное и интересное. Останется только осуществить идею на деле.